16 яростных читателей на связи: рецензия на книгу Николая Коняева «Отголоски-отзвуки»

13.02.2023

Друзья!

Мы продолжаем рассказывать о прочитанном!
Сегодня Дарина Васильева рассказывает о книге Николая Коняева «Отголоски-отзвуки».
Приятного чтения!

Читательское любопытство привело меня к поиску книг о любимом Ханты-Мансийске. Когда исследования ученых и краеведов прочитаны если не целиком, то хотя бы по диагонали, интересно полистать художественные произведения. Давно разобран «Вид из окна» Сергея Козлова. Пора попробовать что-то другое.

Неудивительно, что выбор пал на Николая Коняева. Его образ тесно связан с югорской столицей. Писатель родился в Ханты-Мансийском районе, переехал оттуда в другой регион, но уже в 21 год оказался в Ханты-Мансийске. Здесь он написал множество текстов. Уезжал на время, чтобы окончить Литературный институт имени Горького, семинар Анатолия Приставкина. Болел югорской литературой – был ответственным секретарем писательской организации и журнала «Югра», главным редактором альманаха «Эринтур», членом правления Союза писателей России. Конечно, это не весь его вклад в развитие литературного процесса. Именно поэтому я хочу рассказать о произведениях Николая Коняева.

В моих руках оказался сборник «Отголоски-отзвуки». Небольшая книга – удобно держать в руке. Пригляделась и увидела на обложке дерево – зимнее или осеннее, с голыми ветвями. В центре его – гнездо, а вместо плодов на нем растут окна. Напрашивается метафора быта, отчуждения, воспоминаний. Тоскливое настроение задают мрачные тона. «Что ж, еще зима, – подумала я. – Подходящее время для погружения в ностальгию». Год издания – 2000, период осмысления ушедшей эпохи. На обратной стороне книги – фрагмент вступительной статьи писателя Виктора Захарченко о Ханты-Мансийске, наводящей на мысль: вот сейчас я и почитаю истории из 90-х, буду пытаться узнавать знакомые места…

Не тут-то было! Рассказы о деревне – да, об институтских годах – да, о командировке в город с железнодорожной станцией – да. А где Ханты-Мансийск? Возвращаюсь к фрагменту: «Полудеревенская-полугородская жизнь маленького провинциального городка, крепкий вольнолюбивый люд… сорванный с земли… но в огне не горящий и в воде не тонущий…» Вот оно что! Речь здесь идет не о городе как о территории, а о людях, его населяющих. Заезжих, переезжающих, простых и с хитрецой.

Вот, например, Малыги – три поколения. Дед сгинул на войне, а обещал вернуться к покосу. Отец вместо обувки купил сыновьям пол-ящика конфет, чтобы никого не расстраивать, да детей закинул в печь, чтобы согревались. Дело ли – для пущей важности притворился председателем сельсовета перед соседом по больничной палате, а когда все раскрылось, лица было не видать – прятал за шапкой. Сын после службы в Германии нарывался на драку: «Желающие есть? В Германии, камрады, с этим делом глухо!» У всей деревни Малыги на слуху. А увез сын отца в город – и все. Пропало единение семьи: «Едим три раз на дню, и каждый – из отдельной чашки…»

Немало в рассказах примет времени: чай вприкуску с серым сахаром, поиски мало-мальски нормальной работы, купания у мостков, «Москвич», красное полотнище у входа в сельсовет. Вещи и явления, которых сейчас нет, но они понятны и нам тоже.

Разрыв связей – вот что сильно волнует рассказчика. Связей с работой, что была целым миром, с общественными устоями, когда семьями собирались на первомай, с хорошими знакомыми, которые в важный момент отвернулись.

Тексты полны тоски по ушедшему времени, тревоги за будущее, забот о настоящем. Как сделать жизнь красочнее, когда ты страховой инспектор на пенсии и твои лучшие годы остались далеко в прошлом? Воскресить молодость: угонять каждую ночь новенькую машину, чтобы ощущать себя беззаботным шофером, у которого еще вся жизнь впереди, а мыслей о работе страховым инспектором и в помине нет… Восторг и буря эмоций, что несут за собой грусть о прошедшей жизни и смирение с настоящим.

Выходит, свет в окне – лишь временное явление? Будет ли хоть какая-то надежда? Да, и она здесь встречается. В «Песне в чужом городе» герой, находящийся в отъезде, вспоминает о своем детстве, знакомстве с девчонкой, сбегавшей не первый раз из детского дома к бабушке. Гордая Любка, не желавшая ничьей помощи, находила отдушину в пении строк, которые где-то услышала. Они же воскрешают воспоминания в герое во взрослой жизни. Что-то пронзительное, родное… Вот оно, ждет его дома.

Держишь в руках книгу и понимаешь: несмотря на всю неизбывную тоску, эти истории дают тебе понять, что в жизни будет много хорошего. Да, жить ностальгией нельзя, и в прошлом не все так идеально, как может показаться. Нужно радоваться малому, уделять внимание близким, поступать по-человечески. Проза Николая Коняева – про людей, которые в любых обстоятельствах остаются людьми. Читать произведения автора легко и приятно, чувствуется флер деревенской, полугородской жизни, ушедшего времени. Эти тексты больше подходят взрослым – представить ту реальность или погрузиться в воспоминания. Со сборника «Отголоски-отзвуки» можно начать знакомство с творчеством Николая Коняева. Думаю, вас оно привлечет так же, как и меня. Советую прочитать и книгу «Моя нечаянная Родина» – там история спецпереселенцев Ханты-Мансийского района и, в частности, семьи писателя. Написано так же проникновенно.

Хоть в этом сборнике я и не нашла, что хотела, но все равно ничуть не пожалела о знакомстве с очередной книгой Николая Ивановича. Возьму-ка следующей «Перековку», надеюсь увидеть в ней то, что ищу.

Сборник «Отголоски-отзвуки» вы можете взять в отделе краеведческой литературы и библиографии или скачать на портале «Югра литературная».